Муниципальное образование "Ольшанское сельское поселение"

История села

история Покровского храма.

ИСТОРИЯ  ПОКРОВСКОГО ХРАМА

История в прошлое.

      Почти 300 лет назад на левом берегу реки Ольшанка было расположено имение князя Трубецкого, а на правом – необжитое место – болото и подходивший вплотную к нему лес. Эта земля никого не привлекала. Первым поселенцем на ней был ссыльный Захар. А за ним потянулись и другие ссыльные люди. Назвали село по имени первого поселенца – Захарово.

Предположительно это было в 1770 году. И стали обживаться люди на новом месте: занимались земледелием, скотоводством, рукоделием. К 1790 году село имело 40 дворов. Приходили сюда ссыльные, беглые, те, кто хотел вольной жизни, теснили лес, строили себе жилища. Крепостных в селе не было, но жили по-разному, кто богаче, кто беднее.

Зажиточные селяне построили добротные дома, поставили крупорушку, маслобойку, мельницу. В селе было развито рукоделие. Сеяли коноплю, обрабатывали и ткали ткань – холстину. Из нее шили одежду; вышивали рушники, скатерти, занавески. Верхнюю одежду шили из овчин. Пряли овечью шерсть, вязали варежки, носки, ткали ковры.

10-я ревизия оставила такую запись: деревенька Захарова – «268 душ мужского пола».

По данным летней переписи 1885 года: деревня Захарово Ольшанской волости Ново-Оскольского уезда – в тридцати верстах от уездного города, в 75- от станции железной дороги, в трех – от школы, 108 дворов (107 изб), 917 жителей (462 мужского и 455 женского). Из них грамотных – пятнадцать мужиков и девять учащихся мальчиков; в хозяйствах – 265 лошадей с 73 жеребятами, 178 коров и 117 телят, 650 овец и 292 свиньи. В деревне – четырнадцать пасечников, у них 77 ульев. Пятнадцать захаровских мужиков занимались местными промыслами и 29- отхожими, было в деревне четыре «промышленных заведения» и свой кабак.

И еще – цитата из документального описания Захарова 1886 г.: крестьянская земля – «один особняк»; до самых дальних загонов от села 3 версты. Поверхность поля ровная. Почва – чернозем; суглинка до 200 дес (ятин). По ржицу в яровом клину сеют подсолнухи. Унаваживают только ближайшие загоны, потому что навоз весь почти идет на капустник и конопляк. Луг не косится, запущен под выпуск для скота. Из общей площади лесной земли – 25 десятин поделены по дворам и распаханы, остальные же 232 десятины состоят в общем пользовании всех домохозяев общины. Уцелевший лес весь заказан и бережется крестьянами «для несчастного случая». Топят хаты соломой и навозом. Общественные доходы: за кабак берут 100 руб., которые идут все на общественные надобности («жалование» сельскому старосте, писарю и сторожам – сельскому и «лесному» и, конечно, пастуху.)

Так описывал жизнь в этом селе Б. Осыков в своей книге «Села Белгородские».

Строительство церкви

И брожу, восхищенный, по храму – чертогу,

И душа красотой веселится.

Будь я Богом – покинул бы небо, ей-богу,

Чтоб в жилище таком поселиться!

В. Шефнер

Население год от года увеличивалось,  и появилась необходимость построить школу. Школа была построена в 1908 году на видном месте, на пригорке. Средства на строительство собирали люди. Но 1908 год выдался неурожайным. Напрасно крестьяне молились о дожде, посевы выжгло беспощадное солнце. И тогда люди на сходе решили, чтобы их молитвы быстрее доходили до  Бога, построить в селе храм. Недалеко от школы поставили столб с сундучком для пожертвований на строительство церкви. И жители села, в такой неурожайный год, отрывали от своих семей крохи и жертвовали на строительство храма. Доверили строительство лучшим плотникам. Их отобрали по итогам незатейливого конкурса на мастерство: кто лучше обтешит бревно. Руководил строительством Савва Захаров, дед Савка, так называли его односельчане. Его брат Егор, зажиточный крестьянин, много помогал материально, а Савва был мастером. После революции Егор уехал в Америку, но даже спустя много лет, в переписке с родными, он спрашивал о судьбе храма. А Савва остался. Он так яростно защищал свое детище – храм, что чудом избежал расстрела. Дед Савка прожил 102 года и умер в 60-годах прошлого века.

В августе 1911 года церковь была построена,  названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы Покровской.  По ее названию в селе празднуется престольный праздник – Покров. (Приложение 3).

Архитектуру храма можно описать так: простота и красота. В плане это крест, восточная часть которого – алтарь. Над центром основного корпуса установлен восьмигранный сруб – восьмерик, с окнами на каждой грани. Роль восьмерика велика: он связывает воедино все части главного корпуса, он – ключевой элемент эмоционального воздействия. Шатровая кровля восьмерика необычна по форме: ввиду наличия треугольных фронтонов она имеет на наружной части фасонный излом. Вздымаясь и опадая, он вызывает ощущение то ли волны, то ли трепещущего крыла. Выше следует небольшой барабан, а на нём луковка – купол с крестом – изящная и скромная. Потемневшие брёвна сруба несут на себе отчётливые срубы обработки топором. Соединение венцов, врезка брёвен в углах выполнены с удивительным мастерством. (Приложение 6)

Этот удивительный храм описал А. Троянов в статье «Будут звонить колокола», опубликованной   в газете «Приосколье»

Послереволюционные испытания

Захаровская церковь

Она без купола и окон,

Забыла вещие слова.

Стоит, порушена жестоко,

И не жива и не мертва.

О други, вид её печальный

Навеки надо сохранить:

Расскажет он потомкам дальним,

Что могут бесы сотворить.

Они и нынче не пасуют,

Господня имя треплют всуе,

Братают Ленина с Христом.

Их, злых и темных, правый Боже,

Прости и сердцем вразуми:

Им фарисейство не поможет,

Пусть будут меж людей людьми.

Виктор Дуюнов

Деревянная, без единого гвоздя строенная, она стала украшением и радостью захаровских жителей. Время и безбожные руки пытались стереть с лица земли этот удивительный храм. Но он выстоял, сохранив для нас только свои стены. Сколько вынесли и испытали их дубовые брёвна, сколько слёз и горя видели они. Помнят стены храма и разгулы безбожников в послереволюционной российской истории, беды гражданской и отечественной войн. А после войны служила церковь и складом, и мастерской, терпела отчуждение и отречение прихожан,  угасание в их сердцах веры. Но все же выстояла. (Приложение 4)

Выстояв, дождалась церковь Покрова своего часа. А дальше начинается хронология восстановления этого замечательного места, и важно не забыть ничей вклад, пусть самый крохотный, зато идущий от сердца. И в общественную копилку для  восстановления церкви одинаково ценны были и несколько тысяч от предпринимателя, и несколько рублей от бабушки - пенсионерки.

Хронология восстановления

И ты стоишь на каменном пороге,

И за людей душа твоя горда, -

Приходят боги и уходят боги,

Но человек бессмертен навсегда.

                                         В. Шефнер

Лето 2001 года стало для  истории храма особенным. На протяжении многих десятилетий к этому памятнику культуры нельзя было подъехать в дождливое время. Ямы и грязь мешали этому. И вот благодаря настойчивости главы администрации Ольшанского сельского округа Лобенко Алексея Федоровича и финансовой поддержки председателя СПК «Нива» А. В. Медведева, который первым откликнулся на просьбу захаровцев о восстановлении храма и выделил средства, в первую очередь, на постройку дороги к нему. И пролегла к церкви и сельскому  погосту ровная удобная дорога. Это первая и самая необходимая ступень к обретению храмом новой жизни, его второму рождению.

20 июня 2001 года состоялся сход граждан села Захарово. Провел сход глава администрации Ольшанского сельского округа Лобенко Алексей Федорович, по вопросу реставрации Покровской церкви в селе Захарово. Жители отнеслись с пониманием и одобрением. Решали начать собирать пожертвования. Комиссию по сбору средств возглавила Климакова Татьяна Мартыновна и Радюкина Нина Яковлевна.

12 августа 2002 года  в храме работали местные жители. Убирали мусор в храме и на его территории жители села Захарово: Захаров Владимир Александрович, Радюкина Нина Яковлевна, Васильева Валентина Кузьминична во главе с Сафроновой Аллой Юрьевной, правнучкой знаменитого строителя храма деда Савки.

14 августа 2002 года фундамент храма очистили экскаватором.

15 ноября 2002 года Простаков Василий Константинович выделил кирпич для ремонта фундамента.

16 декабря 2002 года администрация района в лице Лаптева Ивана Серафимович выделила денежные средства для покупки кровельного железа и бруса нужного для ремонта крыши. Наемная бригада начала работы по реставрации храма.

28 февраля 2003 года наемная бригада закончила реставрацию крыши храма. Летом этого же года были постелены полы в храме.

14 октября 2003 года в храме прошла служба в честь Покрова Пресвятой Богородицы – престольного праздника села.

На службу были приглашены глава администрации района Лаптев Иван Серафимович и начальник вневедомственной охраны Сбитнев Владимир Васильевич, много помогавшие в восстановлении храма. Несмотря на то, что в храме ещё были не застеклены окна, на службе  было очень многолюдно. Пришли, чтобы увидеть второе рождение храма на только жители села Захарово, но и жители близ лежащих сел.

20 декабря 2003 года закончили стеклить окна в храме. Стекло было куплено районной администрацией. Краску для покраски рам выделил Тимко Владимир Борисович, предприниматель. Деньги для оплаты работы по застеклению были выделены Музылевым Николаем Алексеевичем и Простаковым Владимиром Константиновичем, предпринимателями, уроженцами Ольшанского сельского округа.

В 2004 году начали отделочные работы внутри храма.

26 апреля 2005 года закончены работы по подведению электроэнергии к  храму, установки подстанции.

Проведение работ по наружному и внутреннему освещению прошло   в рамках программы реставрации и благоустройства храмов Белгородчины за счет областного фонда.

В течение 2006 года производилась реставрация стен храма внутри Рабу Владимиром Павловичем из Молдавии.

22 февраля 2007 года состоялась встреча у главы администрации Лаптева Ивана Серафимовича, председателя попечительского совета Лобенко Алексея Федоровича с предпринимателями Янушевским Владимиром Иосифовичем, который выделил утеплителя для потолка на 10.000 рублей, и Фурсенко Павлом,  выделившим досок на 5 тысяч рублей.

3 сентября 2007 года посетил храм Захаров Виктор Иванович, архимандрит города Углича, уроженец села Захарово, который пожертвовал на восстановление храма 50 тысяч рублей и сделал замеры икон для иконостаса.

В октябре 2008 года в церкви установлены входные двери, уложена плитка вокруг храма. Крыльцо отделано со всех ходов в храм.

Особенно много помог ОЭМК: 2008 году на церковное строительство в Чернянском районе было перечислено 700 тысяч рублей. Данный факт взяты упоминается в статье  Анатолия Троянова.  (Приложение 2)

В декабре 2008 года установлен иконостас в храме. Иконы для иконостаса подарил архимандрит Захаров Виктор Иванович. Иконы красивые и строгие, современного троице - сергиевского письма: Святая Троица, Благовещение, Христос, святой Андрей Первозванный и, конечно же, Покрова Пресвятой Богоматери. (Приложение 9).

В планах обшить храм снаружи, с просьбой о помощи неоднократно выступает на встречах с депутатами Пономарёв В. А, председатель Совета ветеранов Ольшанского сельского поселения.

Приказом управления культуры области № 141 от 11. 04. 2007 г. Покровский храм был отнесён к объектам культурного наследия, его включили в «Перечень памятников культуры и архитектуры, финансирование, восстановление и строительство которых осуществляется из внебюджетных источников в 2008-2011 гг.». Перечень благословил владыка Иоанн и утвердил губернатором области Е. С. Савченко.

Храм сегодня

Так, всем миром, была подарена вторая жизнь этой уникальной святыне. (Приложение 4). А она, в свою очередь, одаривает своим благолепием всех прихожан. Все прихожане церкви удивляются изумительной ауре в ней: легкость, покой, блаженство  царят здесь, выходишь умиротворенный, очищенный и удивительно спокойный, словно все плохое и суетное храм вбирает в себя, даря человеку только самое лучшее:  Веру,  Надежду, Любовь.

Храм в селе Захарово это особенный храм,  возрождение его свершилось лишь благодаря взаимопониманию, совместному труду многих людей, действительно настоящих подвижников, которые зажгли искоркой духовного обновления души других людей.

Церковь восстановили, без колокольни, к сожалению. На старой фотографии она хорошо видна, (Приложение 3) но колокол сняли для нужд Советского государства. И сейчас поздним вечером красуется она на пригорке,  сияя яркими огнями, поражая своей красотой, неся наслаждение взору. А как хотелось бы, чтобы и слуху. А услышим ли мы колокольный звон?  Старожилы говорили, что этот звон далеко разливался  по окрестностям. Отличался он от других голосов колоколов особой чистотой, звонкостью  и какой-то задушевностью. Жители села сразу распознавали «голос» своего колокола. Говорили, что у честного и справедливого человека этот звон надолго оставался в сердце, оберегая его от разных бед и напастей, даря душевный покой, радость и благоденствие.

      Мой дедушка говорит, что к храму ведут многие дороги, а в храм одна – от сердца. Так пусть каждый отыщет свою тропинку. И тогда, даст Бог, да услышим мы колокольный звон!

Заключение

«Остановить равнодушие и жестокость, обесценивание человеческой жизни, насилие над слабыми и беззащитными можно только одним способом: всем нам нужно стараться исполнять заповеди Божьи», - так сказал на рождественском молебне протоиерей Олег Кобец. А узнать о них получше, проникнуться стремлением к духовному обновлению можно лишь в храме, этом удивительном месте, которое очищает человеческую душу.

Войдите в храм, и душа Ваша как бы оживет, отделится от тела, унесется ввысь, и с высоты будет смотреть на мир, и уже очищенная и умиротворенная вновь вернется к человеку. «Живи, Человек, делай все по справедливости, а я буду всегда в сердце твоем, с радостью и бедою я жду тебя, жду всегда».

В молитве Оптинских старцев есть замечательные слова: «Господи, …. руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех». Не правда ли, как не хватает нам этих качеств в нашей повседневной жизни? Как научиться найти в себе эти качества? Как облегчить себе и другим жизнь в этом мире? Ответ прост. Надо верить, ибо вера – это то качество, которое поддерживает жизнь.

          В своей работе я рассказала об удивительной истории возрождения Захаровского храма, стараясь не забыть о людях, принявший участие в этом великом деле. Именно такие дела, я считаю, и возрождают человеческие души.

Изображения.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie